КАК ПРАВИЛЬНО СМОТРЕТЬ | VISUAL FOCUS

 

Вопрос читателя: Когда Вы стреляете, Вы смотрите прямо на мишень, когда нажимаете спусковой крючок, или Вы отрываете взгляд от мишени перед выстрелом? На чем сосредоточены ваши глаза, во время нажатия на спусковой крючок?

 

Ответ David Radulovich:

Это действительно интересный вопрос! Я много раз пытался быстро ответить на него на интернет-форумах, но я очень рад возможности еще раз по-настоящему углубиться в эту тему.

Дискуссия о том, где мы фокусируем наши глаза, когда мы завершаем выстрел, будет длиться, пока у всех нас не закончатся аргументы – … а когда все доводы иссякнут, она просто начнется с начала. Большую часть времени, читая хорошо подготовленные ответы на этот вопрос, все, что я получаю от них, это «Стрелок X делает это, и Стрелок Y делает это, но, потому что Стрелок Y выиграл больше титулов, мы должны делать то, что делает Стрелок Y, потому что то, что он делает, безусловно правильно». Но когда мы слышали что-либо от Стрелка Y и Стрелка Х лично? Честно говоря, я не слышал. Моя цель – дать сформулированный ответ, который не основывался бы только на том, что некоторые люди делают то, что я говорю, а полагался бы на научную основу и исследования в данной области, которые находят свое подтверждение изо дня в день. Но будьте уверены, люди делают то, что о чем я расскажу. Я также хочу попытаться провести параллель между стрельбой и другими видами спорта, в которых могут потребоваться те же навыки. Надеюсь, что таким способом я смогу лучше донести до вас аргументы, лежащие в основе моих личных знаний по этой теме.

Во-первых, позвольте мне дать определение того, что я имею в виду под словом «выстрел». Когда речь идет о «выстреле», я не имею в виду момент времени, когда я нажимаю спусковой крючок. Весь «выстрел» определяется временем, когда цель начинает двигаться по лотку машинки и до момента, когда я нажимаю спусковой крючок, и мишень разбита.

Позвольте мне теперь определить, что я имею в виду под фокусом(фокусировкой). Я считаю, что, вероятно, около 90% (если не больше) людей, которые стреляют по летящим глиняным тарелочкам на уровне ниже профессионального, не полностью понимают, что на самом деле значит фокусироваться на мишени. Это не значит, что вы хорошо видите мишень. Это даже не означает, что вы можете видеть кольца на мишени. Когда я сосредоточен на цели — я могу рассказать вам, сколько у нее колец, где падает тень на каждом кольце, где тень находится на верхней части тарелки, где отражение от солнца находится на цели, есть ли тарелке влажные пятна, в каком направлении мишень вращается, где черное дно переходит в оранжевый верх, где находится дно и т. д. Но не только это, когда я действительно фокусируюсь на цели, она заметно замедляется и, кажется, намного больше, чем есть на самом деле. Все это идет в дополнение к информации которую я мог бы получить просто смотря на мишень.

Если отбросить все лишнее — я лично сосредоточен непосредственно на мишени все время на протяжении выстрела. Начало, середина и конец. Я знаю по опыту своих клиентов, что многие люди смотрят в «общую область» в начале выстрела и надеются, что цель при пересечении их взгляда они увидят мишень. Это объясняется попыткой не «перенапрячь глаза» в ходе турнира, глядя на мишени по всей траектории полета. Хотя это общепринятый метод, он в действительности мешает способности стрелка синхронизироваться с мишенью из-за того, что некоторые из самых важных сведений о цели должны оцениваться визуально на самой ранней стадии полета. Исключив эту возможность, стрелок вынужден добавить «чтение цели» в список вещей, которые нужно сделать во второй половине траектории полета, — где все, что он должен делать, это фокусировка на цели.

Когда-либо замечали, как, когда Вы плохо видите цель на ранней стадии полета, и она внезапно подлетает к Вам, все начинает происходить в спешке, и ваше психическое состояние кажется более напряженым и в голове начинается попытка придумать как отреагировать на происходящее? Иногда мыслительный процесс длиться даже в течении всего выстрела, потому что вы говорите себе, что должны поймать мишень. Выстрел должен выполняться на подсознательном уровне — точно так же, как движение клюшкой в гольф-клубе, попадание в мяч при игре в бейсбол, бросание или прием мяча в американском футболе.

Когда вы вводите в стрельбу сознательный процесс, все начинает превращаться в анализ мишени.

Давая мишени возможность удивить вас, не сосредотачиваясь на ней, особенно в начале траектории полета, приводит к появлению реакции на полет в вашем мозгу, вызывающее прилив адреналина – это в свою очередь ослабляет вашу способность сосредоточиться на цели с большей детализацией и приводит к потере способности стрелять подсознательно. Ваша мышечная реакция также изменится, уменьшая вашу способность выполнять мелкие точные движения с вашим оружием и увеличивать вероятность «рывкового» движения. Вы можете попрощаться с попыткой контролировать цель и у вас уже не будет шансов что-либо синхронизировать.

В этот момент вы перешли от (1) управления мишенью к (2), попыткой поспеть за мишенью, что только еще больше усиливает ваше стрессовое движение. Могу только пожелать удачи Вашей попытке восстановиться до вашей предполагаемой точки поражения мишени, потому что, скорее всего, этого восстановления не произойдет.

Анализируя описанный сценарий развития событий, мы можем с уверенностью сказать, что на протяжении всего нашего выстрела, процент фактического сосредоточения внимания на мишени был довольно низким. Во время траектории полета этой цели (независимо от того, разбили мы ее или нет) действительно не было момента времени, когда мы были по настоящему «сосредоточены» на ней. Это связано с тем, что мы никогда не фиксировали взгляд на тарелке на самой ранней стадии полета.

Я думаю, мы все можем согласиться с тем, что (1) чем меньше мы сконцентрированы на цели, (2) тем меньше информации мы получаем от нее. Учитывая этот аргумент, мы могли бы также согласиться с тем, что (1) чем меньше информации мы получаем от цели, (2) тем меньше мы знаем о том, что она делает. Далее, продолжая мысль, мы могли бы тогда согласиться с тем, что (1) чем меньше мы знаем о том, что делает цель, (2) тем меньше мы знаем о том, что конкретно сделать, чтобы ее разбить (т.е. упреждение, точку разбоя мишени, точка начальной постановки стволов, точка вскидки-привязки, траектория полета и т. д.). Но здесь начинаются нюансы. Некоторые скажут, что так как я указываю, что нам нужно знать упреждение выстрела по мишени — это означает, что мы должны сосредоточиться на этом упреждении и измерять его.

Вы помните, как раньше я говорил, что стрельба должна выполняться на подсознательном уровне? Если нет, просто прокрутите страницу вверх, потому что я подчеркнул это для вас как ссылку. Картинка упреждения должна быть известна вам на уровне подсознания, а не осознано. Ни в коем случае до/во время/после выстрела вы не должны знать какое должно было быть упреждение. Это как удар по бейсбольному мяч. Как вы думаете, в какой момент приближения бейсбольного мячика, вы даете себе команду, чтобы размахнуться битой? Смотрите ли вы в точку между мячом и битой, где вы планируете нанести удар по мячу — в какой момент вы принимаете решение начать размахивать битой? Нет, все выгляди не так. Вы сосредотачиваетесь на мяче, пытаясь увидеть, как он выглядит и вращается, и просто подсознательно начинаете свое удар. Мы можем также провести параллели с гольфом. Если вы собираетесь сделать удар далеко и точно по середине фейрвея? Вы фокусируете свой взгляд на несколько сантиметров за мячом? Или наоборот, перед мячом? Фиксируете взгляд на кончике вашей клюшки или может пытаетесь оценить визуально насколько нужно отвести клюшку в сторону? Ответ на все это — нет. Ваши глаза фиксируются в той точке мяча, по которой вы хотите нанести удар. Зачем? Поскольку все ваши дальнейшие движения будут вычисляться подсознательно, но если вы не получаете достаточную информацию о своей цели посредством визуального восприятия (то есть глядя на нее), то эти вычисления не будут выполняться точно на постоянной основе.

Возвращаясь к стрельбе по тарелочкам – за каждый процент от 100% сосредоточения на мишени, которой вы не смогли достичь, вы теряете необходимую информацию о том, как точно послать дробь и разбить мишень. Поэтому, если ваши глаза смотрят на упреждение/стволы и т. д., то вы не сможете точно и постоянно получать один и тот же результат. Ваш мозг подсознательно вычисляет необходимую вам информацию, чтобы сделать выстрел там, куда непосредственно смотрят ваши глаза. Это так просто. Подумайте об этом с точки зрения футбола. Если вы – пасующий игрок и бросаете мяч принимающему игроку, выполняющего длинный кросс (в ускорение), вы смотрите на этого игрока, когда осуществляете передачу, или вы зацикливаетесь на месте на поле, куда вы хотите бросить мяч, так чтобы мяч и принимающий мяч игрок пересеклись? Очевидно, что вы должны смотреть на игрока.

Итак, мы решили куда смотреть во время выстрела, но как правильно смотреть непосредственно в момент нажатия на спусковой крючок? Мое личное мнение, что самое важное время, чтобы сосредоточиться на цели, — это момент, когда вы нажимаете спусковой крючок. Это самое важное время, когда оружие должно находиться в правильном положении относительно цели и оно будет последним моментом времени, когда ружье и цель должны быть синхронизированы… — так почему бы Вам не захотеть посмотреть на цель? Возвращаясь к теме о том, как нам нужно сосредоточиться на цели, для получения необходимой визуальной информации от нее, и как достичь получения 100% данных от цели визуально — необходимо быть на 100% визуально ориентированным на цель. Ответ может быть только один. Сосредоточьтесь на цели целиком в процессе всего выстрела. Многие проблемы возникают из-за того, что вы оторвали взгляд от цели, когда вы нажимаете на курок. Это часто связано с проверкой своего упреждения, или другими словами — желанием перестраховаться и перепроверяться, что вы попадете в мишень. Не пытайтесь убедиться, что вы попадете в мишень. Это предложение по самой своей сути является чисто сознательным усилием, противоположным тому, что мы пытаемся достичь. Если мы можем стрелять подсознательно, это оставляет сознание без какой-либо работы, кроме как фокусировка внимания на цели. Одно связано с другим – без первого второе невозможно.

Если вы постоянно отрываете глаза от цели, когда вы нажимаете на спусковой крючок, вы можете заметить, что вы дергаете стволы в конце выстрела. Возможно, это похоже на «отрыв» от цели (метод отрыва – pull away method). Это приводит к потере синхронизации между стволами и мишенью, нарушая визуальную синхронизацию, а также включая сознательные мысли в ход событий. Попытайтесь сосредоточиться на цели, пока не увидите, что она разбита — вернитесь к моему определению фокуса — и посмотрите, заметите ли вы, что чувствуете себя более спокойным и менее тревожным во время выстрела.

Как вы, наверное, догадываетесь, я стреляю методом постоянного упреждения, но если вы захотите, в следующих выпусках мы обсудим различия в различных методах стрельбы.

 

Перевод: Ильенко Дмитрий и Дмитрий Шпиль

 

Jan 11, 2016 | Posted by David Radulovich | Community QuestionsShooting Journal |

http://www.dradulovich.com/